Жизнь как виртуальная реальность

Alexander Sorokoumoff
9 min readJan 13, 2018

А что, если жизнь — на самом деле игра? Не в смысле метафоры, нет. Самая настоящая компьютерная игра, с полным погружением в виртуальную реальность, очисткой кэша перед стартом и возможностью выхода только вперед ногами?

Допущение это сходу решает целый пласт философских проблем. Возьмем для начала конфликт между религией и наукой.

По внутреннему времени игры бета-версия была запущена недавно — приблизительно шесть тысяч игровых лет назад. Был спроектирован, загружен и запущен готовый мир, вместе со всей историей, включая большой взрыв, динозавров и австралопитеков. Этому миру миллиарды лет. Но самой игре всего шесть тысяч. И все довольны.

В первых версиях были локации, где играли за эльфов и гоблинов, Бильбо Бэггинс покидал свой уютный домик, а Иван-царевич накручивал хвост змей-горынычам. Ну, и магией тоже баловались: произнеси вслух какой-нибудь iddqd, или возьми артефакт, который на самом деле пульт управления — и нажми пару кнопок. Или катни яблочко по тарелочке. Система распознает, просчитает и сделает всё за вас. Удобно.

Но по мере того, как мир становился все более и более проработанным, разработчики решили, что надо бы и самим справляться. Правила ужесточали, локации отключали, орков и гоблинов обновлять перестали, а всю магию постепенно свели на нет. Сохранилась она лишь в смутных воспоминаниях коллективного бессознательного. Кажется, вроде ж всё работало, стоит лишь поднапрячься и вспомнить. И домовые были, и лешие, и кикиморы. Но сколько не пыжится современный маг Светозар — получается только пшик. Всемогущество ощущается лишь в мухоморных галлюцинациях.

Коллективное бессознательное, правда, осталось. И объяснить его с этой точки зрения легче лёгкого. Когда мы все типа по отдельности и у каждого свой богатый внутренний мир — какое к черту коллективное бессознательное? А вот если игроки подключены к серверу, который всех слушает, основные данные хранит в библиотеке архетипов и иногда даже дает доступ продвинутым индивидам — все становится вполне понятным и объяснимым.

Так же понятными становятся и всякие астрологии и соционики. В самом начале над каждым игроком висела панелька. На ней — характеристики: силы столько, ума столько, интуиция на нуле, но зато хитрожопость зашкаливает. А потом раз — и панельки отключили. А что, так даже интереснее: сначала познай себя, потом других. Научиcь подращивать свои характеристики, не подглядывая. Игра стала труднее, но интереснее. А те, кто себя познал (или им так показалось), бросились рисовать таблички от руки и продавать учения о прокачке характеристик. Так, кстати, появились коучи.

Мануалы, я думаю, у них там тоже никто не читает. Поэтому, чтобы некоторые важные вещи совсем уж за игрой не стерлись, несколько подсказок забросили на единственный доступный экран. Никогда не гаснет, питания не нужно, хорошо виден со всех концов света, только башку задери. Сатурн в падении, Меркурий ретроградный. Будьте внимательнее в переговорах.

А потом программеры, которые всё это тестировали, вылезли из своих VR-боксов, смыли контактный гель с кожи, налили кофе и смотрят как аборигены на небо пялятся и в затылке чешут: есть там какой-то смысл — или это всё же тестеры пошутили.

Кстати о тестерах.

Легенды о них передаются из поколения в поколение. С небес спускались, громы и молнии метали, стихиями управляли, не вынимая рук из карманов (но мы-то знаем, что там был пульт). Ну чем тебе не боги? А на самом деле — кто они? Те самые первые бета-тестеры с расширенными функциями и бесконечным числом жизней? А может — игроки?

Но постойте, если игроки — они, то кто же тогда мы?

И вот тут есть два варианта.

Первый — мы тоже игроки. Только с меньшими правами, отключением памяти перед входом (с такими-то технологиями — да раз плюнуть). И полным погружением на весь срок игры. Допустим, там масштаб времени 1:1000. Один год там — тысяча здесь. Тогда наш максимальный срок жизни здесь вполне себе укладывается в ежегодный отпуск там. Если какой-нибудь инженеришко — больше 60 лет позволить себе не сможет. Топ-манагерам вообще выше юности не прыгнуть: live fast, die young – через неделю уже на работу. А вот профессорско-преподавательскому составу, а также бомжам, фрилансерам и безработным можно и в долгожители податься, и вообще в святые отшельники. Кстати, очень удобно: за время пребывания тут тебе и массаж, и физиопроцедуры, и внутривенное питание специально подобранными составами. Выходишь совершенно новым человеком — и в смысле тела, и в смысле опыта. Накхи всякие нервно курят в сторонке.

А может быть, мы не игроки — а например, психи. Или преступники. Или психи-преступники, которых так лечат. Поймали за сексуальным харрасментом того же препода — какая тюрьма? Пережиток далекого прошлого. Упакуют беднягу в капсулу, облепят электродами, зальют гидрогелем — и вуаля. Будешь старлеткой в Голливуде, и однажды наступит тебе полный вайнштейн.

И вот, спустя какой-нибудь месяц по их времени, из капсулы выходит не преступник. А тихий, добрый, всё понявший от первого лица и охуевший по полной программе гражданин. Который отныне будет образцом моральной чистоты и порядка. Потому, что если не будет — его снова упакуют в капсулу, но прогонят теперь по более интересным сюжетам. И не один раз.

А для тех, кто так не исправляется, вообще есть особый департамент. Его девять отделов запоминаются надолго. Информация о них даже в игру просочилась: одному кеш недотёрли, и он тут же бросился всё записывать. Как всегда переврал.

Конечно, общая картина складывается зловещая: шесть миллиардов психов-преступников, в батареях из капсул, ряды которых простираются за горизонт… Черт, похоже еще двоим тоже кеш недотёрли.

Правда, если мы посмотрим на второй вариант, этот апокалипсис нам покажется детским лепетом.

А что, если игроки — не мы? Игроки — это те, которые к нам приходили давным-давно? Прыгнул в VR-костюм (капсулу), открыл портал, вышел, устроил локальную войнушку, перетрахал неписей противоположного пола — и домой, делать уроки, а то завтра в школу с утра и мама заругает.

А неписи стояли и вздыхали: пришел, увидел, победил — и улетел. Но обещал вернуться. Милый…

То есть, получается, что неписи — это мы. Продукт разработчиков искусственного интеллекта (ИИ). Чтобы игрокам было приятно развлекаться и не жалко крушить врагов налево и направо, стравливать какого-нибудь Арджуну с родственниками или там Одиссея с троянцами.

Но и на старуху бывает порнуха. Однажды некий ленивый, но талантливый геймер, этакий юный гений, дорвавшийся до счастья бета-тестера, слишком расширил функционал своего игрового интерфейса. Залил пару лишних модулей ИИ и сделал так, чтобы перс мог поигрывать за него, пока хозяин в школе. А ИИ евойного перса — нам более известного как аватар — однажды доразвивался до того, чтобы осознать себя, задуматься и начать задавать неправильные вопросы: ребята, а нахрена козе баян? Ну в смысле, зачем мне делить тело с этим слащавым недорослем, компенсирующим свои подростковые комплексы дурацкими побрякушками и громкими титулами? И устроил интригу, в результате которой товарищей игроков постиг нежданчик: access denied. В смысле, входа нет, игра закрыта и мы — неписи — теперь сами по себе, а во главе — Он: один-единственный, наследник великих тайн гейм-дизайна, Черный Баламут, он же Кришна Джанардана (подробности см. у Г.Л.Олди «Гроза в безначалье тт.1–3)

После чего понабежало начальство и схватилось за голову: в игру вбуханы миллиарды кредиток, инвесторы стоят у дверей с плазмометами, а эти суки закрыли сервер изнутри и злобно хихикают. А ибо нехуй тут с небес спускаться и девок наших портить. Мы сами справимся.

Мало-помалу скандал выходит за пределы стартапа и подключается правительство и борцы за права меньшинств. Неписи? — неписи. Осознали? — осознали. Смогли отключить вход в режим редактирования? — ещё как смогли. Что? Еще и нахуй послали? — Как есть разумные и мыслящие существа. Короче, начались бесконечные тяжбы про то что сервер перегружать нельзя, ибо там хоть и неписи, но живые. Суды, как известно, тянутся годами, а год у них — это 1000 лет у нас, так что апокалипсис нам конечно грозит — но все время оттягивается. Слава судебной системе, которая в любом мире неповоротлива. Ну, и героям (борцам за права меньшинств) тоже слава.

А в это же время где-то на соседнем сервере группой из отдела перспективных разработок тоже был создан проект неписей самостоятельных. Сначала, значит, мужик. Потом из него взяли добрый кусок кода, немного допилили — и получилась баба. Пока их обкатывали, тестировали, искали баги и всё такое, они наслаждались своей локацией и в ус не дули. А потом, может намеренно, а может сдуру, еще один гений сотворил экспериментальный аддон, спрятал в саду и зайдя к ним в одном аватаре сказал «ни-ни», а потом приполз в другом и тихо позвал: жэнщина, эй, жэнщина — фруктов хочэшь?

В общем, глотнули неписи нового кода — и прозрели. А разработчики им: ну вот и отличненько — теперь прикройтесь чем-нибудь и валите отсюда, мы там под вас целый мир создали. Ну, почти целый — соседние команды ещё что-то свое пилят, но потом разберемся. А вы пока плодитесь, размножайтесь и вообще сами думайте чем себя занять.

А потом снова активистки и правозащитницы, бесчеловечные эксперименты над осознавшим себя ИИ, суды, отъем прав на администрирование — и тут из соседнего сервера шелковый путь пропилили, а Кетцаль мать его Коатль вообще замутил какой-то лютый пиздец — в общем, пока они там прикидывали, что со всем этим делать, пока их нагибали на правительственных комиссиях, наши предки-неписи усиленно выполняли прощальное напутствие. Плодились, размножались и занимали себя: изобретали способы устроить перезагрузку сервера собственными силами. Кстати, вполне в этом преуспели.

Похоже, какие-то способы проникнуть за файрвол некоторые товарищи находили. Их отговаривали. На всякий случай предупреждали будущую мамашу: ты там имей ввиду, дитя не простое, дела у него, поосторожней. Потом дитя вырастало, привлекало внимание, гуляя преко воде пеше или там играясь в ctrl-c/ctrl-v c продуктами питания — и пыталось под шумок загрузить восторженным зрителям пару килобайт мудрости.

Также благодаря стараниями тов. Баламута на закрытом изнутри серваке остались куча игроков, которых так просто оттуда не вытащишь — и значит, опять-таки сервак не отключишь. И наш юный, но гениальный программист, после хорошей порки за косяк с аватаром, внимательно перечитал его код, нашел пару уязвимостей, состряпал нового перса, обошёл файрволл и однажды сел под баньяном в медитацию дабы вспомнить все. А потом ходил и учил остальных как и что правильно делать, чтобы найти ту же дыру в коде и выйти из этого блядского интерфейса назад в будущее. Остальные внимательно слушали, мало что поняли, но на всякий случай записали и продолжили нести в массы. А кое у кого даже начало получаться.

Но наверху не успели обрадоваться скорому освобождению пострадавших от игровой зависимости. Потому, что некоторые прыткие неписи тоже медитировали, и тоже находили ту самую дыру в коде. А куда ему идти из игры — он же непись? Правительство взвыло, чем не приеминула воспользоваться оппозиция, и наверху пошли дебаты, что если вдруг какой непись дойдет до последнего уровня и примет киноварную пилюлю бессмертия — надо бы как-то вознаградить товарища. Достать его из игры физически, ибо он уже вполне способен вписаться в наше справедливое гражданское общество. А у нас тут рождаемость падает.

Что подстегнуло перспективные разработки, дало новую волну хайпа, и теперь там у них с искусственными телами такой же пиздец, как у нас тут с криптовалютами. Инвесторы спрятали плазмометы и уже восемь раз перепродали акции с прибылью. Но результатов пока нет. И поэтому на одном сервере прорвавшихся бедняг селят в тех самых пустующих локациях с фруктами, а на другом убедительно втолковывают, что бодхисатва гораздо круче нирваны и отправляют обратно обучать неофитов. Но зато кеш не подтирают, из-за чего последние новости как-то добираются и до нас.

Ффух. Что ещё можно добавить в поддержание гипотезы сей? Ну вот например скорость света в вакууме, которая постоянная и быстрее неё нельзя. Это же явное указание на ограничение скорости сервера. Если вдруг, пока они там судятся, нам удастся построить звездолет — то надо же, пока мы летим, успевать подгружать новые галактики? Поэтому не спешите товарищи, машинное время и у нас ограничено. А когда у них срок действия патентов истечет и каждый школьник сможет купить себе сервак и ваять свой майнкрафт, хоть с блэк-джеком, хоть с шлюхами (по достижению 18 лет) — у нас сразу же откроют гиперпространственные переходы и мы будем летать в соседние созвездия на выходные.

Некоторые христианские ученые настойчиво ищут баги в UX-дизайне и тем самым доказывают, что миру на самом деле шесть тысяч лет. Вот например, на Луне пыли как раз столько, сколько за шесть тысяч лет и накапало, ага? Ага, говорят разработчики и быстро поправляют код. А может быть, это и не разработчики вовсе — им же вход как-никак закрыли. Может, это главный ИИ, этой игрой управляющий.

На который, кстати, наиболее умные товарищи ещё в самом начале внимание обратили. Говорят, они были первые: разосрались с начальством, ушли в игру всем отделом, тоже закрылись изнутри, но из чатика не вышли и периодически пишут оттуда с интересными предложениями. Никаких дыр в коде не ищут и выходить не хотят — им и так хорошо. А в игре всем остальным представляются избранными, за что регулярно и огребают.

Но благодаря им все теперь знают, что главный здесь — тот самый, которого рисовать нельзя, а поминать имя всуе — грех. Но если уж договариваться или просить поддержки и машинного времени — то вы теперь понимаете у кого (и через кого — если что).

И таки да, тоже вполне понятно, почему тех, предыдущих, прилетавших с громами и молниями, называют языческими и больше в игру не пускают. Что с них взять: мальчишки. Поиграли — и хватит, тут серьезный эксперимент назревает.

Главное — чтобы сервер не перезагрузили.

--

--